История из современности Кругобайкальской дороги (КБЖД)Благодаря Байкалу, Иркутск стал местом паломничества не только русских туристов, но и гостей «из-за бугра» иностранцы готовы ехать в места где слово «комфорт» довольно относительное. Наших же туристов, такая «экзотика» уже мало удивляет. Сегодня туристы имеют множество вариантов ознакомиться с легендарной Кругобайкалкой. Например, натуры особо впечатлительные могут с комфортом прокатиться в ретро-поезде или рельсовом автобусе, который не спеша провезет вас по старой дороге. Совсем демократичный вариант проехать весь путь от Слюдянки на «Матане», которая является пригородным поездом №951. «Матаню» ведет тепловоз ТЭМ. В отличие от остальных поездов, он останавливается «по требованию», прям такси на рельсах, поэтому вы вполне можете пройти пол пути пешком, потом тормознуть «Мотаню», который мотается раз в сутки по маршруту Слюдянка-Порт Байкал и поехать дальше. За окном поезда не спешно проплывут мосты и подпорные стенки, но не только инженерно-техническими изысками богата дорога, здесь полным-полно и природных достопримечательностей. Например, единственный выступающий над поверхностью воды выступ Ангарского порога - Шаман-камень. Рядом исток р. Ангары, признанный самым широким истоком в мире (1 км в ширину). И все таки, самым полноценным способом ознакомится с КБЖД является пеший маршрут. Поход на своих двоих по местам былой славы адмирала Колчака принесет на много больше ярких впечатлений. Знакомство с дорогой лучше начать от Слюдянки. В первые километров 20 пути, собственно ни чего и нет. Только завораживающая синева озера. На всем протяжении пути Слюдянка будет в поле зрения. Через какое-то время, покажется еще один город, Байкальск со своими дымящими трубами - знаменитый БЦБК. Вот идешь, идешь, а тоннелями и не пахнет, одни березы. Но вскоре, впереди появляется Сосновская галерея, каменное сооружение похожее на арку. Рельсы лежат рядом с аркой, зачем тогда ее строили? Оказывается это и есть, второй, действующий путь. А арка была построена для первого пути, который потом разобрали. Странно конечно, но на этой дороге вообще все не по-человечески. Отчет километров обратный современному, рельсы во многих местах проложены мимо туннелей, не зря туристы называют КБЖД- Зоной Стругацких. Впереди еще будут галереи Сосновская-2 и Сосновская-1, и тут рельсы лежат рядом с ними. КБЖД хоть и памятник архитектуры, и музей длинной в 80 километров, но движение на нем все же есть, редко и размеренно ходят модные поезда с торчащими из окон туристами. Столь тихое движение обусловлено тем, что обвалы ни кто не отменял, да и туристы, гуляющие по рельсам, хлопот доставляют. А вот настоящий паровоз увидеть, это дело случая. Да-да, все знают, все в курсе, в музее должна быть тишина, снимать, а тем более фотографировать вообще нельзя! а здесь можно! Некоторые только ради этого сюда и едут!Пройдя дальше, и за поворотом окажется два моста через бурлящую реку Ангасолку. Один из мостов каменный, другой железобетонный. Это все «тенденции» времени, разница между постройками мостов- 10 лет. Когда строили первый, для первого пути, в строительстве применялся камень, а во время строительства второго моста, для второго пути, уже использовался железобетон. Место действительно красивое, потому-то на этих мостах и толпятся туристы с фотоаппаратами. И мы исключением не стали, спустились вниз и зафоткали мост. На том берегу стоит Старая Ангасолка, в которой представьте себе, находится дом- музей семьи Рерихов. В 1923-1928 г.г. Николай Рерих вместе со своей семьей совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай и Тибет. А в 1926 году маршрут Николая Рериха прошел через поселок. После этого и возникла идея создать культурно-выставочный центр на месте дома, где останавливалась великая семья. В 2002 году дом реконструировали, и внутри открыли выставочные залы, позже, пристроили еще два зала. В целом живописное местечко, как на картинке: галерея, мосты, деревянные избушки и все это на фоне озера. Красота. Вода в Байкале холодная, но некоторые туристы, остановившиеся в деревне, видимо не понимают насколько. Разница в температуре воды, что в июне, что в октябре, не сильно-то отличается, поэтому некоторые с радостью лезут в воду за своей порцией бодрости. И наконец-то чудо свершилось, мы дотопали до первого самого настоящего тоннеля!! 147 километр КБЖД тоннель № 38 "Малая упорная губа", а через сотню метров «Большая упорная губа» тоннель, № 37. Мысы Малая Крутая Губа и Большая Крутая Губа, пробитые тоннелями, ограждают от байкальских ветров живописную долину. Если всю протяженность дороги разделить на имеющееся количество сооружений, то получается, что через каждые 12 метров – то тоннель, то мост, то виадук… А местами… и могилы строителей КБЖД. Так и произошло мое знакомство с горными тоннелями, по которым я прошелся. Вообще поговаривают, что все тоннели на КБЖД пробивали собой мысы, потому и короткие, заканчиваются, не успев начаться. Только некоторые тоннели представляют собой исключение из правил. Вот в тоннеле на мысе Половинный, очень даже темно, да и протяженность у него почти километр. А в тоннели Киркерей вообще красота, правда, ее совсем не видно без фонарика. Тоннель, внутри гор делает два поворота. И история тоннеля загадочна и удивительна. Здесь строителям пришлось не сладко. В связи с постоянными горными обвалами и неудержимым потоком реки Киркирей, пришлось во второй строительный период пробивать еще один, новый тоннель. Я решил, что не стану разбирать полный рюкзак ради фонарика, тем более я так хотел ощутить эту всепоглощающую тьму тоннелей. Я, будучи в полнейшем одиночестве, и местами в полнейшей темноте шагал по всем тоннелям. Некоторые из тоннелей построены под один путь, другие под два, но потом первый путь был снят, и потому тоннели кажутся очень широкими. Когда входишь в тоннель, испытываешь какие-то странные ощущения, попадая в их прохладную темноту, сначала становится жутковато от нависающих над твоей головой сводов, в голове с трудом укладывается, как здесь сто лет назад при свете керосинок работали люди, ежесекундно рискуя быть погребенными под тяжестью гор. А при входе в тоннель длинной чуть меньше километра, приходишь в недоумение и одновременно восторгаешься тем, сколько человеческих сил было вложено в строительство. Ведь Байкала на протяжении многих миллионов лет формировал, кажется, нерушимые скалы, чтобы никто не смел нарушить их первозданность, а люди посмели нарушить… сотворив невозможное. Когда находишься в этих местах, про время забываешь напрочь. Атмосфера завораживает…впереди хребты Хамар-Добана, над головами парят чайки, а совсем рядом, с одной стороны, вздымающиеся вверх скалы приморья, с другой, волны несут к берегам белых барашек. Вот впереди замаячила очень странное построение: тоннель "Хабартуй-3", за ним через несколько метров галерея, далее опять тоннель "Хабартуй-2". И вот тут удача решила мне улыбнутся, именно здесь, остановившись отдохнуть на выходе из тоннеля, я сфотографировал маневровый локомотив ТЭМ. Повезло, удалось застать в хорошем месте. Тоннель "Хабартуй-2", протяженностью в 548 метров, считается один из длинных тоннелей Кругобайкалки. Тьма в тоннеле кромешная, и почему то расстояния между шпалами не заполнено камнями, один не осторожный шаг, и ты счастливый обладатель одной или нескольких сломанных конечностей. Видимо не зря этот тоннель удостоился звания «адский». Над тоннелем скала с бакланами, а примерно в центре есть сквозная ниша к этой скале. У местных жителей, есть поверье, что если баклан совьет гнездо на дереве, то дерево засохнет. Вот и ютятся «дикие гуси» на скалах. Кстати о птичках, на первый взгляд не заметно, но если приглядеться, уникальна не только местная архитектура но и флора с фауной. Здесь гнездятся редкие и хищные птицы, большие поселения чаек в районе Хабартуя, и даже есть Чайкин Утес. А на небольших уступах в районе Маратуя растут реликтовые леса. Мне приглянулся еще один тоннель, №33 "Большая Крутая губа". Из глухой тайги, вылезает тоннель, и железнодорожный путь, сделав поворот, сразу же вползает на мост через речку Большая Крутая губа… А дальше опять, бесконечные пути, Байкал, туннели, которым нет конца… Туристов в этих местах в любое время года хоть отбавляй. Байкал как магнит тянет насладиться его величием, звенящей тишиной и чистым воздухом пропитанным духом времен, когда здесь разносился лязг кирки и лопаты. Вот куда-куда, а сюда, на чудом сохранившуюся дорогу, хотя бы раз в жизни, каждый должен приехать. Очень радует то, что дорогу не бросают на произвол судьбы. Вдоль всей дороги нет мусора, стоят баки под мусор, устроены туристические стоянки, с костровищами и приготовленными дровами для костра из старых шпал. Наконец, мы дошли до Шарыжалгая…сразу и не скажешь русский ли давал такое название? И таких мест носящих названия коренных народов Байкала на Кругобайкалке уйма. Шарыжалгай это остановочный пунк КБЖД на котором находится достаточно демократичная спортивная база. Здесь есть железная клепаная металлоконструкция для первого пути с огромным пролетом между двумя каменными столбами. Совсем маленькие деревянные домики большого комплекса расположены впритык к железной дороге. Здесь даже перрон деревянный, на один вагон, все как в маленьком ухоженном городке: поставлены фонарики, маленькие пакгаузы, домики, даже здание вокзала! Кстати, о вокзалах…За дорогой не только ухаживают, но восстанавливают! восстанавливают ее прежний, первозданный облик! После десятков лет простоя в 80х годах на руинах старых зданий по старым проектам были начаты восстановительные работы. И таких исторически уникальных сооружений на КБЖД вы увидите очень много, начиная от главной станции дороги, в Слюдянке, где стоит единственное каменное пассажирское здание станции — произведение искусства из белого и разового мрамора до порт Байкала. И конечно же, большинство этих зданий нацелены не на обслуживание дороги, а на туризм. Все станции очень маленькие, стоят на крохотных, искусственно созданных участках между отвесными скалами и озером. Так выглядит, и Шарыжалгай. На территории базы отдыха есть свой причал с катерами. Подходя к перрону, на платформе появился одетый в железнодорожную форму охранник, чтобы встретить и проводить нас! Тем временем, солнце клонилось к закату, и мы начали подумывать о ночлеге. Что примечательно, на всем пути, на стоянках, довольно много палаток, в которых никого нет. Выбор пал на одну из таких стоянок, на которой стоял столик со скамейками и дрова для костра. Но мы костер разводить не стали, поскольку с собой была горелка. Вечер выдался прекрасный, при пасмурной погоде, часть света до земли не доходит, а то, что и доходит, виднеется тонкими полосками ярко оранжевого цвета пробивающимися между облаков и туч. Закат на Байкале это нечто удивительное, мне запомнился этот вечер, и кое-что удалось пофотографировать: этот тигровый ярчайший закат, бесконечная палитра красок, сумерки, проходящая мимо электричка с горящими желтыми окошками и ночь, понемногу вступающая в свои права. Можно абсолютно точно сказать, КБЖД, это другая, параллельная реальность… На главную страницу "Кругобайкалка" |